АЛГОРИТМ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПО С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ ОПК


В рабочую группу по обновлению основных профессиональных образовательных программ СПО с учетом запросов работодателя могут быть включены:
– руководитель образовательной организации, заместитель/заместители руководителя образовательной организации, отвечающие за содержание образования и контроль качества образования;
– методические и педагогические работники образовательной организации,
– представители работодателя, в интересах которого обновляются ОПОП СПО.
Рабочая группа возглавляется представителем работодателя (в случае включения в группу представителей нескольких работодателей, работодатели совместно выбирают руководителя группы - представителя ключевого работодателя). Количество и персональный состав представителей работодателя в рабочей группе определяется организацией-работодателем, а представителей образовательной организации – руководителем образовательной организации.
Может быть создана совместная рабочая группа с включением представителей нескольких образовательных организаций, в случае если потребность работодателя в кадрах с едиными требованиями к набору формируемых в рамках образовательной программы компетенций не может быть обеспечена одной образовательной организацией. Разработанная такой совместной рабочей группой образовательная программа принимается к реализации во всех образовательных организациях - участниках рабочей группы и может тиражироваться на другие образовательные организации.

С целью определения общих требований работодателя к организации работы по обновлению ОПОП СПО, степени его вовлеченности и дальнейшей готовности к включению в реализацию ОПОП СПО проводится экспресс-опрос работодателя по основным направлениям:
Наименование должностей и общие характеристики специалистов, в подготовке которых нуждается работодатель;
- определение количественной потребности в специалистах;
- готовность принять студентов для прохождения практической подготовки;
- готовность организации раннего трудоустройства студентов (по срочным трудовым договорам);
- готовность включения оборудования предприятия в образовательный процесс (на базе предприятия или поставка в колледж);
- наличие лицензии на реализацию образовательных программ СПО, профессионального обучения и ДПО;
- готовность участия в независимой оценке качества подготовки выпускников;
- потребность в обучения (повышении квалификации) мастеров –наставников для организации производственной практики и практической подготовки студентов и др.
Процесс обновления образовательной программы начинают с формирования модели компетенций выпускника – перечня компетенций, которыми должен обладать выпускник в соответствии с требованиями работодателя ОПК к соответствующей должности на предприятии.
В «Модели компетенций выпускника» (Приложение 1)дается перечисление заявленных работодателем ОПК профессиональных компетенций (далее – ПК) выпускника по конкретной профессии/специальности.
В схеме «Модель компетенций выпускника» отражаются все документы, которые будут выданы выпускнику по окончании обучения.
Заполнение (Приложение 2) "Соотнесение модели компетенций с профессиональными стандартами, квалификационными требованиями".
Для проведения анализа необходимо для каждой компетенции из планируемой модели компетенций выпускника провести сопоставление требуемых работодателем компетенций с трудовыми функциями (квалификационными характеристиками), данными в профессиональных стандартах (квалификационных справочниках) (Приложение 2). При этом важно провести анализ заявленных работодателем компетенций, предложив ему провести расстановку компетенций и тех навыков, знаний и умений, которые должны быть освоены выпускниками, по значимости. Далее следует перейти к анализу трудовых функций (квалификационных характеристик) каждого отобранного профессионального стандарта (квалификационного справочника).
Из функциональной карты вида профессиональной деятельности (раздел 2 профессионального стандарта) необходимо выбрать трудовые функции, соответствующие заявленным работодателем компетенциям. Правильность выбора можно уточнить на основе сопоставления требований к знаниям и умениям, определенным профессиональным стандартом для каждой трудовой функции (раздел 3 профессионального стандарта), и сформулированных работодателем знаний и умений по заявленным компетенциям.
Формулировки требований работодателя, ФГОС СПО и профессиональных стандартов могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысловое содержание.
На следующем шаге проводится углублённый анализ соответствия планируемой модели компетенций выпускника компетенциям, обозначенным в реализуемой в настоящее время ОПОП СПО.
К каждой компетенции планируемой модели компетенций выпускника на основании реализуемой ОПОП СПО подбираются (Приложение 3): профессиональные компетенции из ОПОП; наименования соответствующих дисциплин, модулей, в рамках которых осваиваются компетенции; объём времени, отводимый на освоение компетенции (всего на дисциплину, модуль, в том числе на практические занятия и на практику); краткое содержание учебного материала, практического занятия, направленное на освоение востребованной работодателем компетенции (из тематического плана рабочих программ дисциплин, модулей).
На основании анализа соответствия реализуемой ОПОП СПО планируемой модели компетенций выпускника, проведенного на предыдущих шагах (ШАГ 4 и ШАГ 5), определяются «дефицитные компетенции» – это компетенции планируемой модели компетенций выпускника, освоение которых полностью или частично не предусмотрено в реализуемой ОПОП СПО.
По каждой выявленной дефицитной компетенции рабочая группа с приглашением преподавателей, реализующих ОПОП, готовит предложения по изменению/дополнению ОПОП СПО, достаточному для освоения всех дефицитных компетенций (Приложение 4).
При формировании предложений рекомендуется совместно с работодателем сделать выводы:
- о необходимости углубленного или ознакомительного изучения того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности);
- о необходимости конкретизации, расширения и (или) углубления знаний и умений, предусмотренных ФГОС и реализуемой ОПОП;
- о необходимости введения в программу СПО дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС и реализуемой ОПОП вида деятельности (профессионального модуля) и соответствующих профессиональных компетенций;
- о необходимости дополнения перечня профессиональных компетенций по видам деятельности, и расширении практического опыта, обеспечивающего их освоение;
- о выделении приоритетов в формировании общих компетенций, предусмотренных ФГОС, и (или) необходимости дополнения их перечня с учетом требований работодателя (например, в части компетенций по формированию организационной культуры) и т.д.
С учетом сформированных на предыдущем шаге предложений по включению освоения дефицитных (дополнительных) компетенций в ОПОП, разрабатывается (обновляется) учебный план образовательной программы и календарный учебный график по его реализации, проводится корректировка часов по всем элементам образовательной программы, определяется их последовательность. Этот этап позволяет закрепить приоритеты в освоении той или иной компетенции, востребованной работодателем, путем перераспределения объемов времени (зачетных единиц), отводимых на освоение различных элементов программы.
Для предварительного согласования изменений, вносимых в ОПОП СПО, на следующем этапе обобщаются все внесенные изменения в учебный план образовательной программы, дополнения и их обоснование (Приложение 5).
Обобщенные результаты обновления ОПОП, а также учебный план и календарный график, обязательно согласуются с представителем работодателя.
С учетом согласованного с работодателем плана по изменению учебного процесса, предусматривающего в том числе освоение дополнительных компетенций, формируется содержание обновленной ОПОП СПО, включая:
- формирование (внесение изменений) основных разделов ОПОП СПО (включая подготовку пояснительной записки к ОПОП СПО);
- корректировку (внесение изменений) в рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей;
- разработку рабочих программ к новым учебным дисциплинам, профессиональным модулям;
- разработку (корректировку) фондов оценочных средств (ФОС), включающих фонды оценочных средств по дисциплинам по профессиональным модулям, позволяющие оценить формирование компетенций, востребованных работодателем;
- разработку (корректировку) программы государственной итоговой аттестации;
- корректировку требований к ресурсному обеспечению, необходимому для реализации ОПОП СПО, включая кадровое, материально-техническое, учебно- методическое и информационное;
- создание организацией ОПК условий для реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки обучающихся, а именно предоставление оборудования и технических средств обучения в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью обучающихся.
В целях распределения зон ответственности за реализацию ОПОП СПО между работодателем и образовательной организацией, практикоориентированности обучения, совместно с работодателем определяются все структурные элементы образовательной программы (и их объем), которые могут быть реализованы:
- с использованием ресурсов работодателя на территории работодателя;
- с использованием ресурсов (в том числе кадровых) работодателя на территории образовательной организации.
Для организации взаимодействия образовательной организации и предприятия ОПК необходимо разработать положение о сетевой форме реализации образовательной программы и утвердить сетевую образовательную программу.
При определении структурных элементов, которые будут реализовываться на территории работодателя, следует участь, что образовательная организация может организовать профессиональное обучение и на территории предприятия ОПК при наличии у работодателя соответствующей лицензии на образовательную деятельность, перевести обучающихся на индивидуальный учебный план и предложить предприятию провести профориентационную работу с обучающимися с последующим заключением строчного трудового договора по освоенной ими профессии.
Образовательная деятельность по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, осуществляется посредством взаимодействия между организациями в соответствии с договором о сетевой форме реализации образовательной программы.
Обновленная ОПОП СПО подлежит обязательному согласованию с работодателем. Рекомендуется до процедуры согласования провести экспертизу обновленной ОПОП СПО с привлечением в качестве экспертов представителей профессионального сообщества.

Методические рекомендации по оперативному обеспечению предприятий оборонно-промышленного комплекса кадрами с учетом возможности реализации программ профессионального обучения

Распоряжение Минпросвещения России от 08.12.2022 Р-297 "Об определении подведомственной организации, ответственной за методологическое сопровождение оперативного обновления образовательных программ"

Письмо Минпросвещения России от 09.12.2022 №05-2355 "О направлении распоряжения"

Методические рекомендации ОПК ОПОП

О прохождении практики несовершеннолетних обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, и трудоустройстве несовершеннолетних выпускников